СТАТЬИ

Педагогические чтения в г.Ревде

Ширыкалова Е.В.,
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 9», 
г. Первоуральск

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

В свете требований ФГОС ДО к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом активно осуществляется поиск и разработка инновационных технологий, методик и подходов, форм организации совместной деятельности взрослого и детей, в том числе в формах и моделях инклюзивного образования, которое должно быть направлено на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.  
В настоящее время идеи инклюзии пришли на смену идеям дифференциации системы дошкольного, в том числе, специального образования. Актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психолого-педагогической поддержки ребенка на всех возрастных этапах его развития в условиях образовательной организации, поддержка семьи в вопросах воспитания, обучения детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья.
Востребованными в современной ситуации становятся организация психолого-педагогического сопровождения ребенка, направленного не только на учет особенностей развития детей дошкольного возраста, но и на изучение образовательных индивидуальных потребностей конкретного ребенка, создание оптимального индивидуального образовательного маршрута, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий позитивной социализации и индивидуализации процесса воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Одной из интересных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья стала организация в дошкольном образовательном учреждении детско-родительского клуба «Диалог». Цель нашего клуба – психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в здоровья, гармонизация детско-родительских отношений. Целевая аудитория, на которую рассчитан клуб - семьи детей посещающих группу компенсирующей направленности, детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ «Детский сад № 9».
Среди бесконечной родительской занятости становится все сложнее найти время для общения с родными, друг с другом, и главное, с нашими детьми. Каждый день на родителей обрушивается шквал проблем, забот и требований среди которых трудно разглядеть проблемы малышей, особенно, если это дети с тяжелыми нарушениями речи, а ведь они есть, и у них имеются проблемы, на которые должны обращать не только педагоги, но и родители: низкая коммуникация, гиперактивность, низкий уровень развития тех или иных психических процессов, неуверенность в себе, тревожность и так далее. Многие проблемы просто не замечаются, другие, если и замечаются, то списываются на "с возрастом пройдет", "я был таким же". Ребенку можно помочь, можно изменить что-то к лучшему, скорректировать или понять. Важно захотеть и найти для этого время.
В клубе «Диалог» специалисты дошкольного образовательного учреждения совместно с родителями и детьми выполняют интересную и познавательную работу, которая помогает лучше узнать детей, понять их, где мы совместно определяем проблемы, и, по возможности, решаем их. Заседание клуба для родителей осуществляется регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей.Занятия проходят как в виде тренингов, так и с использованием современных технических средств таких как: программно-аппаратный комплекс Bee-Bot (интерактивные пчелы), конструктор LEGO, комплекс программно-аппаратный «PROFirst», что делает взаимодействие родителей и детей более эффективным и интересным.
Партнерское взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью при проведении такой формы как клуб «Диалог». Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции позволяет значительно повысить его эффективность. Но, вместе с тем, многие родители считают, что только детский сад должен заниматься коррекционно-развивающей работой с их ребенком. 
Уровень личностного развития ребенка может быть высоким только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. Такое сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций - на занятиях в детском саду, в домашних условиях, а, следовательно, выявить и раскрыть индивидуальные особенности, показать уровень личностного развития ребенка. Данная форма общения помогает установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, родители понимают, что педагоги могут оказать им помощь в решении трудностей воспитания.


Участие во Всероссийской заочной научно-практической конференции.

Е. В. Ширыкалова
Педагог-психолог,
МАДОУ «Детский сад № 9»
г. Первоуральск

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социализации,  наиболее яркие проблемы социализации личности, влияние семьи на подрастающее поколение, проблемы социализации современных детей и подростков.
Ключевые слова: Значение социализации, процесс, успешная социализация, семья, проблема современных детей, самореализация.
Значение социализации в жизни человека сложно переоценить. Социализация нам также необходима как улыбка родного человека по утрам, объятия маленьких сладко пахнущих ручек, встреча в выходной день с лучшими друзьями и т.д.
Конечно, вы скажете, что человек может прожить без всего этого. Конечно. Может. Но вопрос как?
Давайте попробуем разобраться, что же такое социализация. Социализация – это процесс вхождения еще маленького человечка в общество. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. По мере взросления наш человечек приобретает новые знания, умения, навыки, нормы, правила и ценности присущие тому окружению, в котором он находится. 
Социализация имеет две составляющие: процесс и результат. Результатом социализации является социализированность, т.е. успешность вхождения подрастающего поколения в мир взрослых.  Процесс социализации можно разделить на три части. Первая часть социализации - пассивная, связана с тем, что человеку нужно принять  и адаптироваться к тем нормам, правилам и эталонам, которые существуют в обществе, принять нормы и ценности, наиболее значимые для его окружения (например - любовь к родине). Первая, пассивная, часть социализации плавно перетекает во вторую часть социализации – активную - человек уже зная нормы и правила активно выбирает сам, ту группу, в которой он будет социализироваться (профессиональную, социальную, этническую), ту культуру, которая ему наиболее близка. И именно в этой микросреде, он начинает самореализовываться, а это уже третья сторона социализации – формирование групповой, социокультурной, гражданской идентичности. Все эти стороны в гармонии, когда они взаимодействуют  друг с другом, они приводят к успешности самого результата социализированности. Человек становится полноценной личностью, который прекрасно взаимодействует с окружающим его обществом, гармонично включен в социальные отношения и может вполне самостоятельно преодолевать возникающие у него на пути трудности.
Семья является важнейшей основой социализации маленького индивида. Чтобы правильно развиваться, а впоследствии,  и социализироваться, ребенку необходимо чувствовать родительскую заботу и любовь, свою для них значимость. Именно в детском возрасте закладываются тот фундамент, на котором, основывается дальнейшее развитие личности. И от этого фундамента зависит, какими качествами будет обладать ребенок.  Будет ли он лидером или изгоем, добрым или жестоким, будет уверенным в себе или же робким и скованным. Успех социализации на этой стадии зависит от эмоциональной атмосферы в семье, от требований предъявляемых ребенку (завышены они или адекватны), объясняют ли ребенку, что хорошо, а что плохо и как вести себя в той или иной ситуации.
К сожалению, современные дети чаще испытывают дефицит внимания родителей, в силу их постоянной занятости. Если же не работа отнимает внимание родителей, то это делают компьютер, интернет и социальные сети. Ребенок чаще предоставлен сам себе, телевизору или же бабушке, которая не в силах объяснить все тонкости и особенности постоянно меняющегося мира.
В этот период ребенок впервые начинает воспринимать социальные роли (сына или дочери, брата или сестры, внука или внучки), а вместе сними и те особенности и требования которые из этих ролей и вытекают. На формирующуюся личность большое влияние оказывают отношения между людьми. Ребенок, наблюдая за окружающими его взрослыми людьми, усваивает нормы и правила поведения, вникает в особенности взаимоотношений в семье.
Но не всегда дети воспитываются в семье, и не всегда семья (если она есть) является благополучной, и поэтому не всегда семья является первой ступенькой социализации. Причин этому может быть много: несчастный случай, оставивший малыша без родителей, осознанный отказ родителей от воспитания своего ребенка, изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям - в этих случаях ребенок остается сиротой. Процесс социализации не прекращается с попаданием малыша в детский дом, она, конечно же, продолжается, но каким образом она влияет на дальнейшее развитие личности ребенка? Дети, воспитывающиеся в детских домах, не знают ласки и нежности, их не кому утешить в тяжелые моменты, им не с кого брать пример (будь то сильный, смелый и заботливый отец или добрая и любящая мама). Они остаются один на один с окружающим миром. В дальнейшем этим детям тяжело вливаться во взрослый мир взаимоотношений. Налаживать контакты, строить отношения, заводить семью и воспитывать своих собственных детей.
Не менее яркий пример проблемы социализации - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора (состояние физического и психического здоровья ребёнка), но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, (существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб) – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. [1]
И даже если ребенок рос в полноценной благополучной семье, уже будучи подростком он может испытывать трудности дальнейшей социализации. Это связано и с наступлением знаменитого переходного возраста, когда ребенку становится сложнее удерживать контакт с родителями, и, в первую очередь – огромный поток информации, технический прогресс. Ребенок попадает в зависимость от компьютера, интернета, мобильного телефона и, в последствии, его общение со сверстниками ограничивается страничкой в социальной сети. Если раньше, еще 15-20 лет назад, дети и в том числе подростки проводили время на улицах, во дворах за активными играми, в походах, то теперь они спешат домой после школы играть в компьютерные игры, которые, в свою очередь, пагубно влияют на неокрепшую психику ребенка. Так же теряются коммуникативные навыки необходимые для нормального развития ребенка и успешной его социализации.
Таким образом, технический прогресс, с одной стороны  дает нам огромные возможности, но с другой, может пагубно влиять на развитие наших детей.
Подводя итог, можно сказать, что успешная социализация – залог счастливого будущего наших детей. И важно помнить, что она начинается не со школы или института, а с самого рождения нашего малыша. Каким он станет и на сколько гармонично вольется в общество зависит от нас с вами.

Библиографический список:
1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ [Электронный ресурс]/ О. А. Сладкова; Научно-издательский центр "Социосфера": Режим доступа - hhttp://sociosphera.com/, свободный.



Участие в областном конкурсе "Педагог-психолог 2015"

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ширыкалова Евгения Витальевна
Педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад №9», г. Первоуральск
E-mail: evgeniash@e1.ru

Наблюдая за детьми в группе нашего детского сада, я заметила, что у некоторых детей наблюдаются симптомы тревожности. Например, ребенок не решался выйти из раздевалки в группу, или включится в игру с другими детьми, когда обращались к нему с каким-либо вопросом, он начинал волноваться и «выкручивать» руки. Некоторые симптомы тревожности были и других детей: тяжелое расставание с родителями, или при выполнении задания, даже не начиная, они могли сказать «у меня не получится». После беседы с педагогами мои предположения подтвердились. Так появилась необходимость провести диагностику детей, нашей группы, на тревожность.
Цель: Выявление тревожности детей дошкольного возраста, в том числе скрытой.
Задачи:
1. Проанализировать результаты диагностики тревожности дошкольников.
2. По результатам диагностики разработать план коррекции тревожности дошкольников.
3. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по общению с тревожными детьми дошкольного возраста.
Находясь в состоянии тревожности, ребенок склонен испытывать постоянное беспокойство, переживания, имеющие отрицательную эмоциональную окраску.
Тревожность может быть:
1.  Открытая, когда ребенок осознает и переживает свою тревожность, она проявляется в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2. Скрытая, когда ребенок может и не осознавать тревожность и внешне быть очень спокойным, но во внутреннем плане происходят негативные переживания;
Ребенок, испытывающий тревожность, как правило, послушен и спокоен, робок и стеснителен. Однако его послушность и застенчивость, скорее всего, носят защитный характер - ребенок боится что-нибудь не так. Таким детям сложно устанавливать контакт с окружающими его людьми. Постепенно закрепляется заниженная самооценка («я глупый», «я не красивый», «я неудачливый»). Формируется пассивность и пессимизм. Ребенок может часто плакать, становится обидчивым, иногда без видимой на то причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. Новая игра вызывает у него тревогу, а любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное. Тревожный ребенок может испытывать не только психологический дискомфорт, но и физический (головные боли, боли в животе, головокружения и т.д.). В состоянии тревожности ребенок может пребывать очень долго, что в последствии, влияет на все сферы психики: эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. 
Одна из причин возникновения тревожности ребенка - это неодобрение значимых людей (родителей, педагогов). Так же, боязнь несоответствия тем идеалам, что возлагают на ребенка родители. Тревожность вытекает из противоречия между имеющимися у ребенка возможностями и предъявляемыми к нему требованиями, с которыми он, по каким-либо причинам, не может справится. Отсутствие единства и последовательности в предъявляемых родителями требованиях тоже влечет за собой появление и развитие тревожности. Частые упреки, вызывающие чувство вины ("Ты плохо вел себя и у мамы заболела голова", "из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся"). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виновным перед родителями. Сдержанность родителей в выражении чувств, наличие многочисленных предостережений и опасностей. Постоянная родительская занятость и чрезмерная строгость может привести к появлению страхов и тревог.
Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи: "Заберет тебя дядя", "Уйду от тебя" и т.д.
Очень важно выявить такого ребенка и скорректировать его тревожность.
При диагностике детей мною были использованы методики:
1. "Паровозик", позволяющая определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояние тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию или привычной, социальной среде.
2. "Рисунок семьи", дает возможность отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребенка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи.
3. "Страхи в домиках", предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов.
4. "Выбери лицо" (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), позволяет определить тревожность у детей в возрасте 3,5 - 7 лет.
По результатам диагностики, мною были выделены две группы детей:
1. Дети с низким уровнем тревожности, или же в пределах нормы - 40%;
2. Дети с высоким уровнем тревожности - 60%;
Занятия с тревожным ребенком достаточно трудны и занимают много времени.
Чтобы помочь ребенку преодолеть тревожность, нужно работать в трех направлениях:
1.  Необходимо повысить его самооценку. Стараться обращаться к нему по имени, хвалить, особенно при других детях (но за дело). Желательно выявить талант ребенка и развивать его. Поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
2.  Обучить умению управлять своим поведением. Говорить с ребенком о его чувствах, на примере сказок показать, как персонажи преодолевают свой страх и т.д.
3.  Снять мышечное напряжение. Использовать игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, массаж.
Однако работать нужно не только с самим ребенком, но и с ближайшим его окружением.
Некоторые рекомендации для родителей и педагогов:
1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
2. Побольше обнимайте своего малыша, дайте ему понять, как он вам дорог.
3. Очень важно повысить самооценку ребенка (чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что).
4. Избегайте соревнований и игр, учитывающих скорость.
5. Будьте во всем примером ребенку.
6. Избегайте завышенных требований.
7. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
8. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
9. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Таким образом, диагностика тревожности детей дошкольного возраста требует особого внимания как со стороны психологов и педагогов, так и со стороны родителей. Ведь многие предпосылки возникновения тревожности, появляются именно в семье. И своевременное ее выявление позволяет предотвратить появление неврозов, а так же негативное влияние тревожности на развитие ребенка, на его адаптацию в детском саду, на общение со сверстниками. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий